Анатолий Пуртов предлагает Вам запомнить сайт «Мы - Россия»
Вы хотите запомнить сайт «Мы - Россия»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Вадим Кожинов. "У России нет и не может быть национальной идеи"

развернуть

Интервью Вадима Кожинова «Российскому аналитическому обозрению» (1998, №7)

РАО: Сегодня многие политологи и аналитики считают отсутствие национальной идеи у русского народа основным препятствием на пути к созданию сильной и богатой России.

Каково Ваше мнение по данному вопросу?

В. К. : Ранее я тоже считал, что нужна национальная идея вместо коммунистической, но впоследствии понял, что для России это неприемлемо. Есть английская, французская, германская национальные идеи, и они себя очень ярко проявили в истории. Но в нашей истории очень трудно обнаружить национальную идею. Идея Третьего Рима, иде "метаморфозиса" при Петре I, коммунистическая идея — идеи не национальные.

Иначе быть и не могло. Россия всегда представляла из себя континент, точнее, субконтинент, отличный от Европы и Азии. Эту мысль впервые четко выразил Чаадаев. Именно ему принадлежит формулировка, что в России европейская и азиатская цивилизации слившись, переработаются в некую новую, самостоятельную цивилизацию. Россия — многонациональный континент. В строительстве русского государства с древнейших времен ведущую роль играют представители самых разных национальностей. Огромное количество дворянских родов (а дворянство в течение долгого времени было сословием, определяющим лицо страны) имеет нерусское происхождение. Но русский народ, несомненно, всегда являлся основным стержнем государства. Почему? Потому что русские в системе страны — единственный евразийский народ. Русский народ является евразийским народом в силу того, что с самого начала своего существования он серьезно, глубоко контактировал как с европейскими, так и с азиатскими народами. Лишь попав в магнитное поле России, другие народы тоже приобретают евразийские черты. Хотя, если приходитс выбирать, то чаще всего эти народы предпочитают быть задворками Европы, а не "передним крыльцом" России. Но является ли это действительно лучшим уделом для них? Возьмем, к примеру, Литву и Грузию. Находясь в гигантском магнитном поле страны с населением около 300 миллионов человек, эти очень маленькие в мировом масштабе народы смогли создать кинематографию, которая получила мировое признание. Оказавшись вне России, они утратили такую возможность. Ведь это требует не только материальных, но и исключительных духовных затрат.

Повторяю: русский народ никогда не двигался в русле национальной идеи в отличие от англичан, немцев, французов, японцев или китайцев. Многочисленные разговоры о национальной идее — плод невежества, и на них, собственно, нет смысла ориентироваться. К сожалению, в отрицании национальной идеи как движущей силы русского народа большинство видит национальное принижение. Это неверно. Чаадаев в свое время писал, что для нас узки любые национальные идеи, так как Провидение поручило нам интересы человечества. Русские — уникальный народ, который смог определить судьбу континента, притом не навязывая ему своей национальной идеи. Ведь Россия никогда не была колониальной системой. Русский народ во многих отношениях жил хуже, чем другие народы. В служении целому континенту и тем самым всему миру не остается места для обеспечени собственного благосостояния, для чисто бытового устройства жизни. Тот, кто берет на себ ответственность за человечество, должен за это платить. Но в награду за служение русский народ создал свою культуру...

РАО: Русская национальная идея на самом деле не национальна?

В. К. : "России для русских" быть не может, не должно. На Западе така формулировка сразу обретает широкий отклик: "Германия для немцев", "Франция дл французов". В том, что в России такие идеи не находят поддержки, я вижу не бессознательность русских, а верное ощущение своей исторической судьбы.

РАО: Что необходимо сделать, чтобы предотвратить распад России?

В. К. : Россия распадалась многократно. Во время татаро-монгольского нашествия Россия ослабла настолько, что позволила Литве, а затем Польше присоединить Белоруссию и Украину. Эти территории были отторгнуты на 4 века. Благодаря этому образовались два народа — белорусы и украинцы, или малороссы. До монгольского нашестви литературный язык, с незначительными диалектными различиями, был совершенно одинаков. Так же и быт был един от Киева до Ладоги.

Далее, в смутное время многие виднейшие люди во главе с Филаретом находились при дворе Лжедмитрия II, проходимца, высеченного еще до восшествия на престол. Они сбежали из Москвы, жили в Тушинском лагере. Казалось, все совершенно погибло: был и мор, и голод, и никто даже не берется подсчитать, сколько погибло людей в этой чудовищной разрухе. Но пережили! Это был страшный распад, но он был преодолен целиком и полностью. То, что на своем самобытном пути сумели выработать белорусы, русские и украинцы, вошло в состав общей культуры.

Был полнейший распад и после Февральской революции, по национальному принципу. После Октябрьской революции, котора прошла под знаком интернационализма, на Украине началась украинизация; такие же процессы происходили и в Белоруссии.

Поэтому сам по себе распад еще не есть роковое явление, которое должно привести к гибели страны с тысячелетней историей. Возрождение возможно, но нельзя заранее сказать, как это будет и будет ли вообще.

Но, во всяком случае, собрать русский народ с помощью национальной идеи, с моей точки зрения, — задача утопическая. Благодаря своему евразийскому бытию русские смешались с самыми разными народами — выделить чисто русский тип просто невозможно. Во время войны любой солдат, узбек или бурят, называл себя русским. Ибо он нес ответственность за всю страну, а не только за свое национальное бытие и знал, что именно русские всегда несли эту ответственность.

РАО: Что такое "историческа память" народа? Как она связана с его идеей?

В. К. : Никакая народная идея не существует без исторической памяти народа. Воодушевлявшая сознательную часть русского народа идея Третьего Рима уходит в глубь веков, на полторы тысячи лет назад, в Рим. Не императорский, а Рим Апостола Петра, христианский. Второй Рим — Византия. И это, действительно, могло вдохновлять. Можно сказать, что и коммунистическая идея восходит к раннему христианству.

Конечно, идея не должна быть целиком растворена в исторической памяти, но должна исходить из нее, и чем более глубока историческа память, тем лучше. Русский коммунизм не смог бы победить, если бы не коренился в народной исторической памяти.

РАО: Что означают, на Ваш взгляд, современные поиски национальной идеи?

В. К. : Идеи, о которых я упоминал, зародились раньше, чем они были осознаны. Они существовали как некие устремления в коллективном сознании. Поэтому, с моей точки зрения, попытки найти сейчас формулу такой идеи искусственны, несерьезны.

Сейчас нужно думать не о том, как и какую сформулировать идею, а о том, какими в России должны быть экономика и политическое устройство. С моей точки зрения, абсолютно невозможно перенести к нам основные принципы западной или японской экономики, то же касается и политического устройства.

Если говорить о будущем, возможны только два пути: либо полная гибель страны (исключать этого нельзя, все великие государства в конце концов кончали свою историю), либо страна вернется "на круги своя". Западная рыночна экономика у нас невозможна хотя бы в силу географического положения страны. Россия — страна континентальная, а так называема рыночная экономика успешно функционирует в странах океанических, поскольку транспортировка по морю неизмеримо дешевле транспортировки по суше. Наше богатство, которое мы могли бы представить на мировой рынок, — нефть, — сосредоточено в 5 тыс.км от океана. У нас нет настоящего выхода к океану, потому что ни Финский Залив, ни Баренцево море, ни Черное море не являются выходами в океан. Геополитически у нас иная картина, чем на Западе или в той же Японии.

Когда в 30-е годы в Америке разразилс кризис, у нас работало несметное количество американских инженеров и рабочих. Мы изучали технологический опыт, не пытаясь перенести к себе модели устройства экономики, и, в частности, благодаря усвоению этого опыта сумели противостоять военной машине, в которую была вобрана энергия всей Европы. Ведь в 1941 году против нас воевала вся Европа, от Норвегии до Греции, кроме Великобритании. Нам противостоял огромный по своим богатствам континент с 300 млн. населением.

Сегодня наша экономика паразитирует, занимается мародерством на почве прежней экономики. Она распродает невозобновляемые ресурсы. У нас не расширяется ни разработка месторождений нефти, ни алюминия, ничего другого, но продается то, что было наработано.

РАО: Кто является, на Ваш взгляд, хранителем народно-исторической памяти сегодня?

В. К. : В человеке существует какая-то непонятная генетическая память. Человек может быть насквозь "пропитан" телевизионной жижей, уже ничего не видеть и не слышать, и вдруг в какой-то момент под влиянием каких-то событий, какой-то встречи в нем просыпается народная историческая память, причем независимо от его профессии. Особенно хорошо это видно на примере песни. Песня — это что-то бесспорное. Слово всегда может быть оспорено, каждое слово вызывает "противослово", а вот песня, если, конечно, настоящая, может вызвать в человеке из небыти народную историческую память. Память о войне, например. Так что народная историческая память живет. Но должны возникнуть условия, в которых она может в полной мере проявиться.

Все, что говорится о национальной идее с телеэкрана — пустое. Характерно, что разговор начался после того, как Ельцин дал поручение найти эту самую идею. Я думал о национальной идее неотступно с 1963 года, уже почти 35 лет, и в конце концов пришел к выводу, что собственно национальной идеи в России не существует, и мы можем гордиться тем, что мы выше такой идеи. Отсутствие национальной идеи нередко приводит нас к тяжелым последствиям, но хорошо известно, что величайшие эпохи в истории человечества — это трагические эпохи. И чем эпоха трагичнее, тем она выше. Гегель говорил, что времена благоденствия народа — времена, совершенно ненужные истории, а трагические эпохи — история. Разумеется, если мерить человечество не его повседневным бытом, а в конечном счете последним Судом... Любой человек не может не думать о том, что будет с ним после смерти. Ярчайший пример: князь Святослав, ярый противник христианства, сказал, обращаясь к своим дружинникам: "Ляжем костьми, братия, мертвые бо сраму не имут." Так он предлагал не только себе, но и своим рядовым воинам подумать о том, что с ними будет после смерти. Какое за этим стоит понимание человеческого бытия!

Если о смерти думает отдельный человек, то человечество тем более: всегда есть эта неотступная дума, что будет после того, как век человечества кончится? А что оно кончится, или человечество перейдет в иное состояние, очевидно. Сегодня мы переживаем трагедию распада страны, но это еще не значит, что мы должны поставить на себе крест, что нас поглотило небытие. Может быть, это отсветы трагического огня, и нынешние времена потом окажутся вовсе не такими прискорбными.

http://www.patriotica.ru/religion/kozhinov_idea.html
Автор:
Кожинов Вадим Валерианович


Опубликовал , 18.01.2010 в 15:54
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Никитин
Сергей Никитин Василий Луна 19 января 10, в 09:14 Вот пока большинство россиян так будет думать, и прятать свои головы под прочный, непробиваемый панцирь, до тех пор политическая власть и иже с ними - прихлебатели, будут кататься на шее этого самого народа, да ещё и ножки свесив, покуривать дорогущие сигары и попивать сверхдорогущие коньяки. Текст скрыт развернуть
1
Василий Луна
Василий Луна 18 января 10, в 21:07 Наум, подсказка находится в Евангелие.

"...Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его."
т.е. новому народу Божию ( уверовавшим во Христа иудеям и язычникам) - всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляются здесь, как один народ - новый Израиль.
Московское княжество-Третий Рим, русский народ-новый Израиль, а у нового Израиля должен быть Новый Иерусалим. Он-то и был построен под Москвой в конце 17 века при патриархе Никоне.
Текст скрыт развернуть
0
владимир
владимир 18 января 10, в 20:26 причина.почему сгорела аллександрова слобода???володя Текст скрыт развернуть
0
Сергей Усольцев
Сергей Усольцев 18 января 10, в 22:46 Спасибо, Василий, за публикацию. Удивительно, 12 лет прошло, а ни одно слово из статьи не потеряло актуальности. Умнейший был человек Владимир Валерьянович, Царствие ему Небесное.
С уважением, Сергей Усольцев, бывший ответсек "Российского аналитического обозрения"
Текст скрыт развернуть
1
Николай Кладовой
Николай Кладовой 19 января 10, в 05:24 Неплохо бы вообще определиться, а что это за "зверушка" такая, "Национальная идея"? Этническая чистота? Великодержавность/империализм? Всем - лапти и картузы, долой сапоги и папахи? Мне кажется, само это словосочетание не имеет смысла... Текст скрыт развернуть
0
Николай Кладовой
Николай Кладовой 19 января 10, в 05:37 Коммунизм - не национальная идея, да. Но он давал какую-то духовную основу, пусть во многом и чисто теоретически. "Руссо туристо - облико морале" - и т.п. ) Как правильно было замечено, коммунистическая идея восходит к раннехристианской. Поэтому я положительно отношусь к популяризации религии в обществе, проводимой властью, это отчасти компенсирует упадок духовности, произошедший после утраты коммунистической идеи. И не вижу повода для беспокойства по поводу увеличивающегося влияния церкви, президент у нас никогда не станет главой церкви, по совместительству )) Текст скрыт развернуть
1
Василий Луна
Василий Луна 19 января 10, в 15:19 Бивали мы и истинных арийцев, с их четкой национальной идеей: весь мир для немцев! Текст скрыт развернуть
1
Роман Харьковский
Роман Харьковский 20 января 10, в 17:32 Не могу согласится с автором статьи,слишком он уж прямолинейно определяет национальную идею как -национализм.Национальная идея включает в себя различные аспекты бытия.Как же автор забыл о Ломоносове, Суворове и многих подобных исторических деятелях которые русского человека превозносили над всеми другими.Но суть не в этом, а в том, что автор утверждает что у России нет, не когда не было и не может быть национальной идеи,при этом признает что мы евразийцы до мозга костей.Так вот "евразийство" и есть одна из идей над всеми идеями.Эта идея если ее запустить в жизнь,еще амбициозней всяких английских, немецких и пр.Сами судите по утверждению евразийцев Евразия с восточной Европой входящими туда славянскими народами, объединяется как бы старшим братом и только им могущим объединить, славянским народом зовущимся сейчас россияне.И разве это не национальная идея? Текст скрыт развернуть
0
Василий Луна
Василий Луна Роман Харьковский 20 января 10, в 21:33 Мне кажется, что применительно для русского человека, Тростников прав!
Лозунг Россия для русских, у нас не приживется! Мы сильны не "чистотой " крови, а силою духа!
А национальная идея, точнее идеал для православного человека- Святая Русь!
Текст скрыт развернуть
0
Роман Харьковский
Роман Харьковский Василий Луна 20 января 10, в 21:55 Я и не имею введу .что он приживется,хотя и это возможно в определенных обстоятельствах.Я национальную идею вижу не в крови,это шовинизмом попахивает,идея на то и идея ,что она отталкивается от культуры .философии,менталитета ,мировоззрения наконец.В этом ключе у нашего народа как раз и была все время идея...и не зря- "идем на вы".Значит мы себя отожествляли испокон веков от- "не мы" с чем и одерживали победы.А чем как не национальной идеей мы победили фашизм,даже попы взялись за оружие,даже в слове родина во время войны звучала идея,а название этой войне дали как не один народ не назвал-"ОТЕЧЕСТВЕННАЯ". Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Пуртов
Анатолий Пуртов Василий Луна 22 января 10, в 12:51 Ежели, как Вы выразились, смотреть не по "чистоте" крови, а по духу", то данный лозунг("Россия для русских";) очень даже уместен. Суть — Россия для преданных ей людей, русских именно духом, а не кровью. Текст скрыт развернуть
2
Василий Луна
Василий Луна Анатолий Пуртов 22 января 10, в 19:05 Согласен! Текст скрыт развернуть
0
Валерий Николаев
Валерий Николаев Анатолий Пуртов 24 января 10, в 16:33 Согласен с мнением Пуртова. Именно так. Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет, разве скажешь лучше. И когда наши рукамиводители пытаются
оболгать это понятие, выглядят они в глазах всего народа, как предатели
и манкурты. Вся история нашего многонационального государства теснейшим образом связана с этим понятием -Русский дух. Именно поэтому : Россия для Русских! Здесь в России каждый живущий человек, любой национальной принадлежности, покорённый этим духом , сам незаметно становится Русским по духу. В разговоре с евреем я с лёгкостью доказал ему это. Он утверждал, что весь наш российский юмор, на самом деле - еврейский. Но, когда мы стали сравнивать чисто еврейский юмор, с российским, он прекрасно увидел разницу. Чисто еврейский юмор не подходит менталитету русского и для него юмором никогда не станет. Следовательно, хоть юмористы у нас в большинстве и евреи, юмор они производят, всё же российский. Без русских исчезнет Россия и потому их надо лелеять и холить. Россия для Русских.
Текст скрыт развернуть
0
Сергей Усольцев
Сергей Усольцев Анатолий Пуртов 25 января 10, в 20:12 Анатолий, а я не согласен с лозунгом "Россия для русских" даже в "духовной" формулировке. Ибо все равно за ним стоит разделение и разобщение, выискивание "своих" и "чужих" с отрицанием значимости последних. Россия же исторически строилась как пространство духовного возрастания самых разных народов, исходно отнюдь не только русских по духу. Неслучайны размышления отцов Церкви об огласительной роли Русского государства по отношении к иноверцам. Другое дело, что это пространство строилось и удерживалось русскими, и другие народы в той мере, в которой они "пропитывались" русским духом, входили в это удержание. Коммунисты, кстати, тоже пытались создать подобное пространство, правда крайне криво. Так что русский дух по природе своей собирающий, а не разъединяющий. В этом основной тезис Вадима Валерьяновича, а не в том, что Россия - это особое пространство близких по духу людей. И если мы изменим русскому духу, будем именовать его как основание для разъединения, то он отойдет от нас вместе с благодатью Духа Святого и благословением ушедших в Царствие Его собирателей Земли Русской. И кто мы тогда? "Если соль потеряет свою силу, что сделает ее соленой?" Поэтому у России нет и не может быть национальной идеи. Только всемирная. Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Пуртов
Анатолий Пуртов Сергей Усольцев 27 января 10, в 10:19 Вот Вы говорите, что "..русский дух по природе своей собирающий, а не разъединяющий..". Согласен. Но это же не значит, что надо грести ВСЕ и ВСЕХ в одну кучу! Есть же те, которые в этом вопросе по духу отличаются от этой природы. К примеру, Вы считаете "наших" нуворишей — абрамовичей, березовских и прочих — русскими по духу? Я так не считаю. Так что противоречия фразы "духу" я не вижу. И, следовательно, от "..разделения и разобщения, выискивания "своих" и "чужих".." совершенно отказаться не получится. И бояться его не стОит, если подобное "выискивание" будет культурным и цивилизованным, а не тупым выдавливанием. Вы ведь не будете считать "своими" тех же китацев и японцев, проводящих "тихую" экспансию на нашем Дальнем Востоке, вырубающих тайгу, растущую в нашей Сибири, когда они внаглую уже говорят — это наша земля. Они никоим образом не соотносят себя с русской общностью. Они — чужие. И это не подразумевает под собой призыв к их уничтожению. К выдворению ... возможно ... незаконно въехавших.. Это скорее призыв к пересмотру политики освоения Сибири и Д.В. Текст скрыт развернуть
0
Сергей Усольцев
Сергей Усольцев Анатолий Пуртов 27 января 10, в 13:15 Анатолий, разумеется, всех не соберешь. Всегда (в этом мире) будут враги, сознательно отвергающие наш образ жизни, наши ценности, наш дух (на дух нас не переносящие). Их, как известно, надо любить, хотя надо с ними бороться, и воевать, и изгонять, и даже убивать. Но изначально отвергать, полагаю, никого нельзя, до тех пор, пока сами не проявят свою враждебность. Китайцев и японцев считаю потенциально "своими", просто время для них еще не пришло. Слабые мы сейчас духом, больные, в самих русский дух еле теплится. Так что временная изоляция, наверное, нужна, как больному - постельный режим. Но, подчеркиваю, как временное явление, а не как принцип. И, конечно, не их сюда надо впускать, а нам на их земли расширяться (потом, конечно, когда с Божьей помощью духом окрепнем). Ибо, как сказал пропитавшийся русским духом еврей Менделеев, Сибирь и Дальний Восток исторически предназначены для освоения русским народом (поэтому Империя не стала присоединять к себе Манчжурию, хотя политических помех не было). Поэтому сейчас, да, ниужна изоляция, нужно собирание (концентрация) русских по духу. Но это - как временное явление, а не как принцип. Потом будет времяч распространения, экспансии духа. В конце концов, задачи обращения ко Христу тех же китайцев и японцев нам никто не отменял :) Текст скрыт развернуть
1
Сергей Усольцев
Сергей Усольцев Анатолий Пуртов 25 января 10, в 20:13 Кстати, вот размышление на ту же тему еще одного удивительного человека, с которым судьба свела меня через "Российское аналитическое обозрение": http://www.pravaya.ru/book/7880/1836 Текст скрыт развернуть
0
Василий Луна
Василий Луна 20 января 10, в 21:35 Прошу прощения, перепутал тему Тростникова с темой Кожинова! Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Пуртов
Анатолий Пуртов 25 января 10, в 09:45 К вопросу о наших отношениях с соседними государствами. Мне очень понравилась фраза, сказаная российским политическим деятелем В.В.Шульгиным в 1929-м году: "Русские в настоящее время разбиты между СССР, Польшей, Чехией и Румынией. И тем не менее во всех этих четырех государствах проживает одна и та же русская нация, которую, правда, некоторые фальсификаторы со злостными целями местами называют «украинской»." Текст скрыт развернуть
0
агадин ханахмедов
агадин ханахмедов 30 марта 10, в 23:02 Реальное собьтие и время изменяет и решает всё. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 22

Последние комментарии

Алексей Кругов
Терминатор Т-1
я в то время не был... но раз ты согласен то и я. нас не расстреляют за это?
Терминатор Т-1 ЕВРЕЙСКАЯ КОМПАРТИЯ
Александр Базилев (актёр)
Идеально!
Александр Базилев (актёр) Ответ Макаревичу
Александр Базилев (актёр)
Молодцы! СЛАВА РОССИИ!!!
Александр Базилев (актёр) "Кто вчера был в Кыеве?"
Филипп Богдашко
Юрий Паршаков
Иван Лосунов
Алексей Гусев
Захочет ли читать его крестник )))
Алексей Гусев Что создали русские
Алексей Гусев
Василий Луна
Об авторе : http://kungurov.livejournal.com/
Василий Луна Если бы я был Сталиным

Поиск по блогу