Прогноз погоды

Бог в русской истории. Беседа с философом В.Н. Тростниковым

развернуть

...

- Расскажите, пожалуйста, о главной идее книги «Бог в русской истории».

- Я хотел показать на конкретном историческом материале, что история делается на небесах и одним из элементов Божиего замысла об истории есть именно многополярность цивилизаций. В книге на исторических фактах показано, как Промысл Божий вопреки всем обстоятельствам сохранял православную цивилизацию. И если так действительно происходило и это угодно Господу, то нас это вдохновляет, и в этой книге может найти ответ всякий задающий вопрос: «Погибла духовно Россия или нет?». Анализ нашей русской живучести убеждает в том, что простого «природного» объяснения здесь недостаточно. Не может быть такой природной живучести, народ давно сошел бы со сцены, учитывая все перипетии нашей истории, такие, например, как монгольское иго, польско-литовская интервенция, колоссальный протестантский нажим при Петре I и Анне Иоанновне, нажим со стороны советской атеистической власти. Русский народ давно превратился бы в каких-нибудь немцев или татар, но мы всегда оставались русскими, а без Божией помощи это невозможно. В своей книге я на фактах показываю, как в решающие моменты, когда уже казалось, что Россия скоро перестанет быть Россией, вдруг происходило нечто совершенно неожиданное, и угроза отступала. Это «неожиданное» буквально посылалось нам с неба - другого объяснения нет. Значит, Господу нужна наша цивилизация.

- Ссылаясь на мнение Данилевского, который одним из законов развития цивилизации считал необходимость для нее многообразия этнической базы, вы пишете, что и наша цивилизация оказалась столь мощной благодаря широкому спектру входящих в нее этнических элементов. Но это возможно только в случае ассимиляции входящих в цивилизацию извне таких элементов. Какие здесь существуют законы, и почему в последнее время мы можем констатировать не ассимиляцию, а скорее напротив - наблюдать все большее распространение конфликтов на этнической почве?

- Для империи является естественным мирное и взаимовыгодное сосуществование многих этносов и постепенная их ассимиляция в единое целое. Империя - это именно полиэтническое сообщество, в котором нет «ни эллина, ни иудея», а есть гражданство. Духовное притяжение сильнее этнического. Можно проследить это на примере России. В Россию вливались варяги, и как же быстро они становились русскими. Хватало два-три поколения, чтобы никакого даже «запаха» варяжского не осталось. Они были замечательными патриотами. Возьмите, например, Тимофея Довмонта в Пскове. И Александр Невский был из Рюриковичей норвежских кровей. Ну, можем ли мы сейчас представить себе более русского, чем он, человека? А сколько на службе русского императора было немцев? И какие немцы! Э.И. Тотлебен - герой Севастополя и Шипки. А В.И. Даль, который обогатил наш язык своим словарем?! В нем вообще не было ни капли русской крови. А «эфиоп» А.С. Пушкин и «шотландец» М.Ю. Лермонтов? Этнос переплавляется в христианстве, но, ассимилируясь, этносы вносят какую-то свою специфику, которая остается как всеобщее культурное достояние. Таким образом, главным законом для ассимиляции является принятие православной веры, но не по букве, а по духу.

Что касается того, что сейчас нет такой ассимиляции, как раньше, а есть, напротив, какие-то этнические стычки, то совершенно очевидно, что это искусственно разжигается. Подобные вещи не идут снизу, а откуда-то на чьи-то деньги. Возьмем ту же Украину. Известно же, сколько платили за эти их митинги, и известно, что платила Америка.

Настоящая империя всегда многоэтнична. И в этом смысле я не признаю империей Третий Рейх. Гитлер провозгласил, что Третий Рейх только для немцев, все остальные - люди второго сорта. А как империя может быть мононациональна? Российская империя была настоящей империей, так же как Австро-Венгерская империя и, конечно, Римская империя, где доминировало римское право. В империи главное не этнос, а гражданство. Вспомним историю с апостолом Павлом. Его схватили как христианина и обращались с ним весьма грубо. Но он заявил: «Я римский гражданин». Тогда они извинились и дальше поступали с ним строго по закону. Для империи главное - гражданство, и в этом смысле не была долгое время империей Великобритания: она была колониальным государством, в котором жители колоний не имели британского гражданства. То же самое с Рейхами. Первый Рейх, Оттоновский, так и назывался «Священная Римская империя Германской нации». Звучит, конечно, замечательно, но какая же это империя, если только для одной нации? И Второй Рейх - Вильгельмовская империя - также был националистическим. Это же касается и Третьего Рейха, о котором мы упомянули.

- Но если настоящая империя всегда многонациональна, значит, неправ был император Александр III, говоривший, что «Россия для русских»?

- Он имел в виду не нацию, а гражданство. Ему тогда и в голову не могло прийти, что это потом могут понять шовинистически. Сейчас, когда говорят «Россия для русских», могут под этим подразумевать этнос, но это ведь абсурд. Никто доподлинно не знает, какая кровь течет в нем самом. У меня есть один знакомый художник из старообрядцев, по фамилии Яблоков. Он как-то стал копаться в документах, и оказалось, что он потомок Оттона III. Во мне тоже половина немецкой крови: моя мать была обрусевшей немкой из колонистов XVIII века, но она по-немецки даже не умела говорить. Подобное может быть и с каждым из «коренных» русских. Поэтому очень странный критерий - определять «русскость» по национальному признаку. А вот принадлежность к православной цивилизации с ее системой ценностей по-настоящему сближает всех русских.

- Для православной империи характерна веротерпимость?

- Конечно. Когда царь Иоанн Грозный взял Казань, не было никакой речи о преследовании мусульман. То же самое и с Астраханским ханством.

Пару лет назад я был в Твери, и мне показали мечеть. Ее построил на свои личные деньги император Николай II для татарской общины в Твери, потому что он был отец всех народов, живших на Руси, и должен был заботиться обо всех народах своей империи.

А вот когда протестанты высадились в Северной Америке, индейцы были практически уничтожены. Почему такая разница? Разные религии.

- Если по Ф.М. Достоевскому, «русский - значит православный», то можем ли мы сказать и обратное: «если не православный, то и не русский»?

- Достоевский всегда выражался очень не точно. Например, его знаменитая формулировка «красота спасет мир» допускает множество интерпретаций, в том числе и самые абсурдные. И приведенная вами его фраза требует уточнения. Если определять понятие «православный» как человек, принадлежащий к русской православной цивилизации, то это верно.

- Ну, скажем, те же мусульмане в Твери, о которых вы говорили, принадлежат к православной русской цивилизации?

- Конечно, принадлежат. Культурная их составляющая такая же, как у нас. Никогда образованного татарина вы не отличите от русского по каким-то культурным моментам. Это повлияло в некоторой мере даже на саму их веру. Ведь одно дело мусульманство казанских татар и совсем другое вера в Саудовской Аравии, где государственная религия - ваххабизм. Вера казанских татар под влиянием нашей культуры смягчилась, там нет, например, русофобии.

- «Дело Божественного домостроительства состоит в том, чтобы всегда существовала в мире страна, где господствует полнота спасающей истины, то есть Православие». Вы говорите об этом, подразумевая, что на определенном этапе нашей истории именно Россия стала такой страной. Почему, на ваш взгляд, Господь именно России отвел такую историческую роль?

- В книге «Бог в русской истории» в качестве эпиграфа вынесены следующие слова из Деяний святых апостолов: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 26-27). Из этих слов апостола ясно, что каждому народу Бог отвел свои пределы, не только территориальные, но и духовные. Функцию хранения полноты истины Он отвел сначала грекам (Византии), а их преемницей стала Россия. Картина движения в сторону России на материале прошлого очевидна. И готовил Господь Россию к этому преемству на протяжении пятисот лет - от Крещения Руси до падения Константинополя. И когда Византия пала в 1453 году, Россия уже стояла на ногах как православное царство. За пять лет до этого Василий Темный стал единоличным правителем русской земли, а Русская Церковь обрела автокефалию.

Почему преемницей Византии была избрана именно Россия? А больше некому было. И еще. Мне кажется, русский народ в своей сокровенной сути - это народ философов. В Римской империи такими были греки. Они потеряли силу, власть, армию, в 146 году до Рождества Христова Греция стала провинцией Рима, утратив свою независимость, но до начала средневековья в Римской империи греки считались философами. В Риме своих философов было очень мало, да и те были больше «калькой» греческих философов. И у богатых патрициев всегда философию преподавали греки. Сейчас роль философской нации играют русские. И наша миссия - в хранении глубинной истины, полноты богопознания. И поэтому Господь нас защищает и хранит...

...

- Сейчас уже для многих очевидно, что выводы, которые сделал П. Бьюкенен в своей книге «Смерть Запада», во многом верны, но Запад, как вы пишете, не захочет страдать один, он постарается вовлечь в свои проблемы все человечество, в том числе, конечно, и Россию. Выстоим ли мы, особенно если учесть то обстоятельство, что то, чего боялись славянофилы, то есть безумное подражание апостасийному Западу, отчасти уже стало реальностью нашего времени?

- Я оптимист и уверен в светлом будущем России. Порукой тому является несомненный факт, что мы - третий Рим и четвертому не бывать. Второе, что подает надежду, это тот факт, что народ все более негодует. Например, сейчас идет просто повальная и даже ожесточенная критика той идеологической либеральной линии, которая проводится на телевидении. По некоторым опросам, до 98% наших Россиян за то, чтобы пересмотреть многое на телевидении. Но есть определенные силы, более могущественные, чем общественное мнение, которые все это искусственно насаждают. Я думаю, что все это не может долго продолжаться, потому что чревато взрывом. Пример мы видели недавно: выступление краснодарского милиционера, которое нашло громадную поддержку. Когда его спросили, нужно ли ему прислать деньги, он ответил, чтобы не беспокоились, потому что у него масса друзей. Терпение народа уже лопается.

Когда я написал книгу, о которой мы с вами говорим, мне сказали, что книга интересная, но в ней нет XX века. Тогда я написал и о XX веке. Книга называется «Быть русскими - наша судьба». Здесь я попытался показать, что в XX веке, когда было сильнейшее испытание для нас как православных людей, когда само слово «Россия» было ругательным, русский народ остался русским, «перемолол» большевиков и вывел Россию к тем же самым ценностям, которые были до революции. Русский народ по большому счету не восставал - мелкие бунты не в счет, - но он оказался настолько упорным в своих взглядах и глубинных чаяниях, что большевики стали постепенно тоже патриотами. Это же удивительная вещь: бывший интернационалист Сталин стал русским патриотом! Еще до войны в 1939 году он заказал С. Эйзенштейну фильм «Александр Невский», прославляющий «классового врага» - князя, а потом фильм «Иван Грозный» - о необходимости монархической власти в России. В первые недели войны Сталин выступил с речью, где он не сказал: «Давайте побратаемся с немецкими трудящимися и вместе свергнем Гитлера», а сказал: «Да осенят вас знамена Александра Невского и Димитрия Донского!»...

ссылка:http://www.rusk.ru/monitoring_smi/2009/12/31/bog_v_russkoj_i...



0
0

Ключевые слова: Книги

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Василий Луна Василий Луна 1 Виктор Николаевич Тростников
(р. 10.09.1928) — по образованию физик, математик; разрабатывает проблемы теор. и прикладной филос. и богословия; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончил физ.-техн. ф-т МГУ в 1953. Работал в Ленинграде, затем вел в Москве преп. деятельность по высшей математике в разл. вузах. Был доц. по каф. высшей математики МИИТа. Имеет ряд публикаций по разл. вопросам физики и математики, в т.ч. монографии по матем. логике. В 1970 стал канд. филос. наук. В 1980 за участие в альманахе "Метрополь" был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 по приглашению Рус. Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". Совершив еще несколько заруб. поездок, сосредоточился на лит. работе, т. к. появилась возможность публиковаться на родине. Его работы проблемного характера по богословию, теор. и прикладной филос., истории, политике печатались в ж. "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учеба" и др. С 1996 читал курс лекций по филос. на юрид. ф-те Росс. Православного ун-та.
Текст скрыт развернуть
0
19 января 10, в 15:22
Василий Луна Василий Луна 1 Наум , есть Библия( Ветхий и Новый Завет) . Она "копает" очень глубоко!
Мне кажется, что большего и не надо!
Текст скрыт развернуть
0
19 января 10, в 15:46
Василий Луна Василий Луна 1 Наум, Вашу книгу я уже скачал.Идет процесс усвоения материала. Текст скрыт развернуть
0
19 января 10, в 17:08
Василий Луна Василий Луна 1 Наум, главное понял! Хаос- у нас в головах! Далее-везде. Текст скрыт развернуть
1
19 января 10, в 19:50
Евгений Александрович Демехин Евгений Александрович Демехин 0 Да, Василий. На счет: „Хаос- у нас в головах! " – Полностью согласен.
Хорошо чувстуется это, когда есть немного времени для размышлений после
очередного "чтива" комментариев.
Текст скрыт развернуть
1
30 января 10, в 23:01
Показать новые комментарии

Последние комментарии


Поиск по блогу