<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:Arial; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; font-weight:bold;} @page Section1 {size:612.0pt 792.
0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->Если это ЗА, тогда что – ПРОТИВ?
Но, если это ПРОТИВ, то зачем такое – ЗА?
Чем порадует телепрограмма на неделю,
или что ужасного в «Нашем городке»?
Каких-нибудь 40-50 лет назад телевизионщики всерьез обсуждали гибель кино. Какой смыл в кинематографе, если уже есть телевидение (многие еще помнят, как пыталась смеяться по этому поводу Москва, которая «слезам не верит») Глядя на разгоряченных представителей самой молодой музы, киношники устало прятали улыбки. А что им еще оставалось? Это уже было в их жизни, только тогда они агрессивно и жарко пытались обратить в свою веру театральных кумиров и доказывали им, что театру пора «сыграть в ящик», - дескать, смена пришла, «равняйсь на синематограф»!
Сколько воды с тех пор утекло – спокойно Африку напоить можно было!
С искусством всегда так, только вроде бы все понятно и просто, ан нет, обязательно обманка! Потому что, только в науке с открытием новых законов или внедрением изобретений категорически меняется лицо самой науки. В искусстве же прошлое легко уживается с будущим, не уничтожая его, но дополняя. При нас осталось все – и живопись, и фотография, и театр, и кино, и телевидение. И все это живет, активно развивается и совершенно не собирается заворачиваться в белые простыни и ползти в направлении ближайшего кладбища. Так, например, фотография не отменила живопись, более того, художников на душу населения стало в разы больше, чем век назад. И это только один пример.
В интеллигентных компаниях принято клеймить наше телевидение – и темами не блещет, и агрессивностью подавляет, и мерзостью развращает подрастающее поколение, и всеядной рекламой просто достала! А ведь совсем недавно телевидение было роскошью, в СССР регулярные трансляции начались в конце 1939 года.
«День за днем» нас приручали в новой музе. Поднимали «Утренней гимнастикой», подбадривали «Новостями», развлекали «Огоньками», знакомили с «Телевизионным театром», заставляли плакать «От всей души», приоткрывали завесу запретного «Международной панорамой», убаюкивали «Вечерней сказкой» и дарили заслуженный десерт в виде ночного кинопоказа после обязательного просмотра «Время».
Нас приучили в особой телевизионной условности – смеси доверительности и лжи, в которой на самом деле все было правдой. Только правдой особой – специфической. Правдой, которая отличает хороших родителей от плохих. Плохие всегда врут и наказывают, а хорошие демократично предлагают покарать себя самим и не занимаются глупыми уточнениями. Они резонно считают, что всю правду все равно не расскажешь, а тот, кому обязательно надо докопаться, и так докопается – по деталям и недомолвкам.
Сегодня же без телевидения вообще трудно представить себе современного человека.
Всего 70 лет!
А какой прогресс!
Всеобщий охват, всеядность и вседозволенность. Правда, ради объективности, стоит отметить, что наше телевидение в этом смысле мало отличается от мировых телевизионных тенденций. У нас болеют теми же самыми болезнями, что и на западе, но, естественно, с местными, иногда экзотическими особенностями.
Забыты жаркие дискуссия 60-х на тему «телевидение искусство или нет?» Больше никто не выясняет, есть ли какая-то особая телевизионная условность и в чем ее преимущество? Зачем? Сегодня любой человек в прямом эфире может наблюдать, как взрываются бомбы в центре Европы. Если смысл после этого уточнять, с какой условной точки снимает оператор?
Кровь на экране страшна только в первый момент, потом привыкаешь. Ужасно другое – количество переходит в качество, и человек перестает эмоционально реагировать на чужую боль. Или, наоборот, подсаживается на ужастики, питаясь черной энергией страха, или переключается, например, на канал про рыбную ловлю, и представляет себя героем на той самой льдине, которую по весне всякий раз приходится искать вертолетам МЧС.
Но если остановиться и, все-таки задуматься, - мало не покажется. Не слишком ли часто зрителя в прямом смысле интубируют, и не в пищевод – прямо в мозг! Настоящая цветистая отрава, приготовленная по холестериновым рецептам McDonalds – много, сытно, подозрительно неестественно – навязчиво бьет по глазам тробоскопом мелькающих планов, вливается в сознание 25-м кадром, навязывая стили, фобии, выводы, решения, привычки.
«Делай как я!» - истошно вопят с экрана звезды, звездочки и звездуны. «Как это не модно и не современно!» - закатывает глаза очередной калиф на час, и девушки, не раздумывая, садятся на диету, вымогают у родителей деньги на новые фетиши и копирую манеру поведения «продвинутой светской львицы». И наивным барышням невдомек, что эти дамы полусвета (белый свет для них опасен – привычнее софиты ночных клубов и манящий блеск чужих состояний) просто охотницы за миллионерами. Самые умненькие из них, конечно, учитывают уроки героини «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея, но на их лицах это, как правило, не отражается. И это хорошо.
Сегодняшнее поколение, по сути, сообщество бесчувственных тел и душ для экспериментов по созданию нового человека – медийного сумасшедшего потребителя telemovies.
Наши телеканалы на словах соревнуются за каждую душу, но на деле покупаюсь нас всех скопом, как подержанные шмотки в магазинах second free. А чего с нами церемониться? Чай не VIPпы.
Однако, все-таки политика главных центральных каналов различна. Самый главный – «ОРТ» – старается ублажить всех: и почти молодых, и тех, кто просто молод душой, - от утренних рецептов под рефрен «следующих лунных суток» до маниакальной любознательности «Последних 24-х часов». «Россия», понимая, что это поле уже засеяно, решительно почкуется федеральными дочками - вдоль «Аншлага» от «Культуры» через «Спорт» до «Бибигона».
Но самым решительным, конечно же, позиционирует себя «НТВ». Да и как иначе. Чего стоило начало – самые-самые! Они так и относились к себе, и нас в том быстро убедили. Лучшие ведущие! Лучшие репортеры! Лучший кинопоказ! Лучшая документалка! Лучший ночной эфир! Самые стильные праздники!
Их очень любил отец-основатель В. Гусинский. Где он брал деньги, чтобы кормить своих The best, – вопрос риторический. Мало ли нас – лохов – оказалось не у той кормушки.
НТВшники были такие смелые, такие дерзкие, такие независимые. Именно независимые – от нас с вами. Кормились от щедрот калифа на час и совершенно от него не зависели. И такое бывает в «некоторых царства-государствах», в которых особо ретивые граждане изо всех сил верят проплаченным речам «узников совести», которые молятся на звездно-полосатый флаг, поклоняются бледно-зеленой денежке и люто ненавидят собственную страну.
И потому правильно однажды сказал на другом канале К.Эрнст: «Пипл хавает!» И мы хаваем. Все, что нам дают, все – и хаваем! Только сначала это было приятно, красиво, полезно, а иногда и страшно – исторические хроники, военные репортажи, жаркие дискуссии. Интеллигенты всех мастей готовы были молиться на умниц НТВ – самый интеллектуальный и интеллигентный канал. С каким восторгом мы наблюдали за талантливым «мочиловом» нашей несчастной истории, как заходились в мазохитском угаре, когда лорды всяких мастей топтали нашу землю, с ненавистью заплевывая все то, что нам еще было дорого. Мы подставляли свои голые задницы в благородном порыве провинившегося подростка, - еще дяденьки ударьте, еще! Пусть нам больнее станет! Как иначе мы может научиться вашей благословенной западной цивилизованности?
Но, как это обычно и бывает с кумирами, сначала они не сумели по-братски поделить хозяйскую осетрину первой свежести, а потом «вывернули свои кишки» на нас. Дальше уже было, как у всех.
«Культура» подхватила лишний в позиционных боях интеллект, «Россия» и «ОРТ» по дешевке скупили самых-самых податливых. Потом, правда, наскоро обглодали и выплюнули за ненадобностью. «НТВ» не осталось ничего, как перестать изображать из себя небожителей и опуститься на бренную землю.
Приземление оказалось жестким. Для всех. Во-первых, осетрины для своих стало меньше. Во-вторых, зрителей, которых приучили к Правде с большой буквы «НТВ», надо было как-то взбодрить. Рецепт оказался на редкость простым. Самым умным телезрителям предложили сменить ориентацию. Нам предложили почувствовать себя сильными, бесстрашными, крутыми мачо, и вдарили по мозгам «Ментами» в «Зоне» на «Улице разбитых фонарей». А чтобы мы окончательно офонарели нам стали скармливать «Криминальную Россию». А чего с пиплом церемониться? Самым большим достижением, своеобразной «Программой максимум» в последнее время можно считать репортаж о задержании наркокурьеров, Полуграмотных чернокожих невольников доблестные стражи порядка заставили испить сыворотку правды в виде слабительного, чтобы добыть вещественные доказательства преступления. Очень колоритно смотрелись на цветных экранах черные попы, извергающие из ослабленных организмов темные кишечные массы в белые эмалированные судна. А потом под пристальными оками телекамер немолодые и небрезгливые нянечки привычно промывали содержимое, демонстрируя запаянные пакетики с героином. Смелый репортаж!
Такое вот сегодня на «НТВ» «Намедни». Как говорится от великого до смешного…
Только как-то совсем не смешно.
Сегодня самые дальновидные и умные сегодня стараются не допускать своих детей к этому цветному окну в мир…
Свежие комментарии